Оглавление
С 1986 года в порядке эксперимента в СССР был начат переход школьного образования на 11-летнюю программу. С 2001 года эта схема закреплена законодательно. Курс основного образования состоит из 9 классов. Только выпускники-девятиклассники с аттестатом об основном общем образовании могут продолжить обучение в колледжах и техникумах.
Многих молодых людей интересует, можно ли поступить в колледж после 8-го класса? Нет, это невозможно - без наличия аттестата об окончании основного образования комиссия не примет документы.
И все-таки возможность продолжить учебу именно после 8-го класса есть: это поступление в профессиональный лицей и училище с целью получения рабочей профессии. На базе 8 классов можно поступить и в ряд военных училищ, отдельные училища искусств – балетное, цирковое и другие.
Куда можно поступать после 9-го класса?
Согласно «Закону об образовании» в последней редакции от 30 декабря 2013 г., в любой колледж России можно поступить как с полным общим (11 классов), так и с основным общим (9 классов) образованием, а также с уже имеющимся профессиональным образованием – начальным, средним или высшим.
Критерии отбора
Единственным критерием отбора при поступлении после 9 класса является средний балл аттестата об основном общем образовании. Исключение составляют лишь специальности, требующие дополнительной физической подготовки, особых психологических качеств и/или творческих способностей. К ним относятся:
- различные виды физической культуры;
- специальности, связанные с правоохранительной деятельностью, военным делом, чрезвычайными ситуациями, пожарной безопасностью;
- педагогика в области декоративного, музыкального, сценического и других видов искусства;
- медицинские профессии;
- творческие специальности по направлениям: архитектура, дизайн, визаж, конструирование одежды и т. д.
При поступлении на обучение этим специальностям соискатели проходят дополнительные вступительные испытания в виде прослушивания, просмотра, психологического собеседования на предмет выявления важных для будущей профессии качеств.
Программы обучения
Обучение в колледжах после 9 класса проходит по планам, разработанным в соответствии с новыми ФГОС. Срок обучения составляет от 3 лет 10 месяцев до 4 лет 10 месяцев и зависит от направленности учебного учреждения и выбора уровня подготовки – базового или углубленного.
Обучение предусматривает 3 крупных учебных цикла:
- социально-экономический и обще-гуманитарный;
- общий естественнонаучный и математический;
- профессиональный.
Около 70% часов каждого из них выделяется на базовую часть, остальные 30% отводятся вариативной составляющей.
Отдельные разделы СПО в колледжах – практики: учебная, производственная по профилю, производственная преддипломная – и аттестации (промежуточная и государственная с защитой квалификационной работы).
Несмотря на существенные различия в программах профессионального, а иногда гуманитарного и естественнонаучного циклов, обязательными предметами для всех колледжей и техникумов РФ являются история, основы философии, физкультура, иностранный язык, а для углубленной программы обучения – еще и психология общения. Обязательный предмет и «безопасность жизнедеятельности», 2/3 выделенных на эту дисциплину часов составляет освоение основ воинской службы.
Плюсы и минусы обучения в колледжах
К минусам поступления в колледж после 9 класса можно отнести два момента:
- первый: смена коллектива, причем общий интеллектуальный уровень нового часто оказывается ниже;
- второй: неготовность подростка в 14-15-летнем возрасте определиться с выбором профессии, в результате чего обучение в колледже неверно определенной направленности может стать «чуждым».
Плюсы заключаются:
- в получения практических профессиональных навыков;
- в случае окончания колледжа при вузе поступление в высшее учебное заведение по полученной специальности проходит без дополнительных экзаменов.
Особенности обучения в Москве и Санкт-Петербурге
Столичные колледжи и техникумы, как правило, обучают качественнее, чем региональные ссузы, а после завершения учебы открывается огромный пул возможностей для трудоустройства с неплохими стартовыми финансовыми условиями.
Но обучение в обеих столицах связано с определенными трудностями. В первую очередь это более высокая стоимость обучения, которая складывается из цен в мегаполисах на жилье, транспорт, питание, одежду. Второй нюанс, прямо вытекающий из достоинств обучения в Москве или Петербурге, сложностью образовательной программы, особенно в наиболее престижных ссузах.