Как только подходит время завершать образование в стенах школы, многие выпускники задаются вопросом, мол, кем работать. Специальность СПО «Бригадир-путеец» – одна из тех романтических, которые связаны с дорогами и путешествиями.
Не у всех есть возможность отправиться в дальние края, кому-то нужно провожать путников, обеспечивая при этом бесперебойность работы железной дороги, а именно – путей. Кроме этого, путейцу нужно присматривать за машинами и агрегатами, инструментарием, передвижными электростанциями и вести их осмотр, наладку, ремонт и обслуживание.
Где учат бригадиров-путейцев
Если уж довелось утвердиться в выборе будущей профессии, то необходимо узнать, где учиться. Бригадиров-путейцев готовят в профобразовательных учреждениях в большинстве регионов, ведь железные дороги прорезают страну вдоль и поперек и за каждым километром пути нужен присмотр. Нынче работников ж/д отрасли готовят многочисленные колледжи. Бригадиры-путейцы должны обладать хорошими знаниями по основным школьным дисциплинам, а в процессе профобучения разузнать:
- как рельсы крепятся к шпалам из дерева и железобетона;
- монтаж/демонтаж настила на переезде;
- как производить ремонт искусственных построек;
- методы обнаружения и предупреждения путевых неисправностей, проблем с грунтовым полотном и придорожными сооружениями;
- меры по экстренной остановке локомотива;
- какие подаются звуковые и видимые сигналы, предупреждающие о путевых и придорожных работах, прибытии-отправлении составов;
- способы крепления, съема и уборки тормозных приспособлений, а также контроль их исправности;
- осуществление осмотра стрелочного механизма;
- проведение работ по смене изношенных узлов;
- как различать подтипы и марки путевых агрегатов и механизмов.
По окончании профучебы новоиспеченному специалисту присваивается начальный разряд. В отделе кадров предприятия делается первая запись в трудовой книжке: 270835.02 «Бригадир-путеец».
Основные обязанности специалиста
Специальность бригадира-путейца обязывает пристально следить за исправным движением железнодорожных составов по бескрайним просторам страны.
В своей деятельности мастер призван:
- вести техдокументацию установленного образца;
- своевременно выявлять поломки оборудования;
- обнаруживать проблемы элементов магистрали – грунтового полотна, искусственных строений.
- принимать меры по устранению неисправностей;
- налаживать и проводить регулирование работы тележек, электро- и пневмоинструмента, гидравлических аппаратов, рельсорезных и рельсосверлильных станков;
- организовывать безопасность пассажирских и грузовых поездов во время работ на ж/д путях, а также непрерывное функционирование самой магистрали и искусственных построек;
- содержать в исправности инструментарий, подконтрольные механизмы и подсобный инвентарь.
Кроме этого, бригадир-путеец обязан:
- отслеживать дефекты ж/д машин и путевых устройств;
- организовывать плановое содержание и необходимый ремонт дорожных сооружений и магистрали;
- проводить ликвидационные мероприятия по удалению повреждений по всей дистанции после стихийных явлений, готовить пути и строения к зиме, паводкам и ливням;
- осматривать порученные участки магистрали согласно срокам и нормативам;
- осуществлять максимальное продление эксплуатации верхнего слоя пути.
Характеристика деятельности монтеров пути
Если профессия бригадира-путейца обязывает уметь на железной дороге практически все, то у монтеров обязанностей меньше, хотя и они все ответственные и немаловажные, ведь без опытных путейцев на магистралях творился бы хаос и сплошные сбои в графиках.
Специалисты-монтеры выполняют следующие обязанности:
- монтаж/демонтаж и реконструкцию строений на верхней части пути;
- меняют балласт в ящиках для хранения шпал;
- удаляют засоры из-под рельсовых подошв;
- клеймят шпалы из древесины;
- окрашивают путевые знаки;
- сортируют и укладывают изношенные шпалы в аккуратные штабеля;
- нумеруют рельсовые звенья;
- крепят болты при помощи торцевого ключа;
- комплектуют болты;
- снимают и ставят щиты снегозащиты;
- забивают колья во время разбивки и нивелирования пути;
- грузят/разгружают и транспортируют скрепления;
- чистят пути после непогоды;
- устанавливают и переустанавливают магистральные знаки;
- очищают крепления от мусора, растений и мазута.
Монтер пути достигает в карьере 6 разряда, но его должностная инструкция особых перемен не испытывает.
Чему обязан научиться обходчик
Обходчик пути и искусственных сооружений имеет обязанностей никак не меньше, чем коллеги – сигнальщики, монтеры и привычные ремонтники.
При этом обходчик должен понимать:
- как устроено верхнее строение полотна ж/д и правила его содержания;
- варианты обустройства грунтового полотна;
- принципы постройки мостов, тоннелей и прочих искусственно возведенных сооружений;
- последовательность действий в момент обнаружения неожиданных препятствий для курсирования поездов;
- методику устранения возможных неисправностей путей и сооружений;
- как пользоваться путевыми инструментами, приспособлениями и КИП.
Что вменено в обязанности сигналисту
Сигналист занят обеспечением работы и обустройством перемещаемых сигнальных знаков и петард, относящихся к ограждающим съемным подвижным единицам в процессе проведения работ на путях.
При этом рабочий должен понимать, как устроены и работают:
- сигналы;
- оградительные схемы;
- переносная телефония и радиостанции;
- грузоперевозки.
Также сигналисту нужно знать:
- разновидности актов и техпроцессов работы ж/д станции для организации работ;
- как действуют тормозные приспособления и их эксплуатационные характеристики;
- расположение обслуживаемых стрелок и изолирующих карманов.
Что на железной дороге доверено ремонтнику искусственных сооружений
Ремонтник искусственных сооружений на ж/д занят обслуживанием и содержанием в целостности опор, узлов мостовых переходов и тоннельных пролетов. В отличие от своих коллег, этот специалист должен легко ориентироваться:
- в вариантах клепки;
- в сортах и марках сталей;
- в способах правки компонентов арматуры;
- в разновидностях бетонных растворов, мастик, заполнителей, эмульсий.