История художественных колледжей и училищ Москвы самая разная – наиболее старое из них в этом году отпразднует 130-летний юбилей, а двум наиболее молодым нет ещё и 10 лет. Тем не менее, все они (пусть и в разной степени) уже успели внести свой вклад в развитие исконно российских искусств и ремёсел – славящихся во всём мире как культурной самобытностью, так и высоким профессионализмом.
По состоянию на начало этого года перечень средних специальных заведений этого профиля (включающий 6 колледжей и 2 училища) приобрёл такой вид:
Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В.М. Васнецова
141350, Московская область, Сергиево Посадский район, город Хотьково, Художественный проезд дом 1Богородское художественно-промышленное училище
141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Богородскоег. Москва, ул. Тихомирова, д. 10, к. 1
Все адреса подразделений колледжа см. на странице.
Колледж Гжельского государственного художественно-промышленного института
140155, Московская область, почтовое отделение Ново-Харитоново Раменского района, поселок Электроизолятор, 67Колледж прикладного искусства при МГХПА имени С.Г. Строганова
127018, город Москва, улица Стрелецкая, 2Колледж художественных ремесел № 59
119049, Москва, 2-й Спасоналивковский пер., 3, стр. 6Московский областной колледж искусств
141400, Московская обл., г. Химки, ул. Библиотечная, 10Московское академическое художественное училище памяти 1905 года
129594, Москва, Сущевский Вал, 73, корп. 2Федоскинское училище лаковой миниатюрной живописи
141052, с. Федоскино Мытищинского р-на, п/о Марфино, 33В первую очередь будущему мастеру художественных ремёсел или искусств следует определиться с тем, какому из направлений он хочет посвятить свою будущую жизнь. Поскольку специфика столичных ссузов очень различна – простираясь от работы над предметами современного дизайна до создания эксклюзивных изделий, история производства которых насчитывает не одну сотню лет. К только наиболее известным из последних можно отнести знаменитые русские матрёшки, жостовские подносы и гжельскую посуду – тиражированием которых активно занимаются множество фабрик Подмосковья, на которых талантливых выпускников училищ и колледжей, способных работать в этом направлении, «с руками оторвут». Именно поддержкой прикладного искусства старорусских ремёсел из вышеуказанного списка известен художественный колледж имени Строганова МГХПА. В то время как станковая живопись – отличительная черта МХАГУ 1905-го года, театрально-декоративные изделия – приоритет в техникуме №60, а ювелирные поделки – специализация колледжа, вполне предсказуемо носящая имя величайшего ювелира Карла Фаберже (так же, как и очевидна направленность, следующая из самих их названий, колледжей Гжельского и Васнецовского).
В целом же разброс получаемых профессий в художественных училищах и колледжей намного шире. Помимо вышеперечисленных приоритетных направлений, в них можно обучиться (а, точнее, развить свои способности) к графическому и ландшафтному дизайну, различным видам реставрации (охватывающей сферы от живописи до строительства), художественной работе с металлом, росписи по дереву и прочим народным промыслам. А также декоративно-прикладным искусствам, декоративному оформлению изделий лёгкой и текстильной промышленностей, скульптуре и другим видам уникального мастерства, требующим творческого подхода и особенной «изюминки».
Уровень образования в московских колледжах, техникумах и училищах этого направления академичен и чрезвычайно высок – что неизбежно приводит к высоким конкурсам на каждое место и, как следствие, высокой плате за обучение и/или сложности экзаменов. Но перспективы, сулимые будущими местами работы, уж больно заманчивы – и потому трудности поступления и обучения соискателей не пугает. И всё же разница в требованиях к поступающим довольно существенна – например, экзамен по рисунку может длиться от 6 до 12 часов, а где-то в качестве задания могут потребовать выпилить предмет лобзиком. Дополнительным плюсом для соискателя может послужить портфолио из домашних работ – но всё же задолго до подачи документов не лишним будет собрать как можно больше информации о требованиях в каждом конкретном художественном ссузе. Лучше всего сделать это, поговорив со студентами, закончившими или проходящими в них обучение – в этом случае полученные знания будут свежими, и «из первых рук».
Зато пройдя все испытания и оказавшись в обществе таких же настоящих творцов, парень или девушка с прирождёнными художественными способностями навсегда окажется в новом, сложном, но близком ему или ей мире. В котором студенты не только учатся – но и вполне могут в выходные покрыть росписями стены интернатов. Живя своей профессией во всём – и каждый день.