За свою более чем 150-летнюю историю железнодорожное строительство в России переживало разные времена. И ныне, несмотря на отставание по ряду принципиальных показателей от наиболее развитых стран мира, российские железные дороги всё ещё остаются самыми протяжёнными на планете, а более миллиона железнодорожников страны можно смело назвать одними из самых защищённых в социальном плане работниками крупных государственных отраслей. На высоком профессиональном уровне организована и подготовка будущих специалистов этой структуры – помимо высших учебных заведений, в России насчитывается свыше 60 железнодорожных техникумов, колледжей, училищ и лицеев, ведущих обучение по нескольким десяткам специальностей.
В столице профильных средних специальных учебных заведений на начало 2015 года насчитывается 4.
Московский вечерний техникум железнодорожного транспорта
109382, Москва, Люблинская ул., 76Московский колледж железнодорожного транспорта
г. Москва , Кучин переулок, д. 14Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта
Московская область, Каширский район, г. Ожерелье, ул.Студенческая, д.7Кроме того, железнодорожные специальности машиниста и помощника машиниста можно получить в двух непрофильных ссузах:
Поступление в любой колледж РЖД в Москве предусматривает сдачу стандартного набора определённых законом документов после окончания 9-го или 11-го классов, а также прохождение медкомиссии и сдачу экзаменов по математике и русскому языку. Учитывая давно сложившиеся особенности отрасли, большую часть поступающих составляют дети и внуки железнодорожников, однако какого-либо приоритетного отношения к ним при поступлении нет.
Разумеется, специфика железнодорожного образования предусматривает особый упор на изучение узкоспециализированных предметов – таких как техническая эксплуатация и обслуживание рельсовых цепей, устройств сигнализации, централизации и блокировки, радиоэлектронного и транспортного ж/д оборудования, управление ж/д транспортом и организация перевозок, автоматика и телемеханика и многие другие. Учебные аудитории любого колледжа РЖД в Москве оборудованы по последнему слову техники – включая полностью сымитированные панели различных диспетчерских пульт-табло, релейных шкафов, постов ЭЦ, а также компьютеризированные классы с установленным на обучающих компьютерах набором всех использующихся в отрасли специализированных программных средств и АРМов.
Различные программы обучения в железнодорожных ссузах рассчитаны на 22-х, 34-х и 46-месячные сроки. После чего получившие ту или иную профильную специальность выпускники проходят практику на ж/д предприятиях, а затем в 100% случаев трудоустраиваются по специальности. Разумеется, с возможностью в дальнейшем получить и высшее железнодорожное образование в любом из профильных ВУЗов страны – что необходимо для перспективного карьерного роста.
Отличительными чертами всех без исключения железнодорожных предприятий является высокая спаянность, преемственность во множестве поколений и дружественные отношения в коллективах. Сильны на РЖД и профсоюзы – последовательно отстаивающие интересы работников и выделяющих – помимо администрации – значительные средства на культурный досуг и отдых работников во время плановых отпусков. Железнодорожная отрасль предоставляет существенные скидки своим работникам и членам их семей на приобретение путёвок в ведомственные санатории и пансионаты, а также дополнительные дни к стандартной продолжительности отпусков (в зависимости от стажа работы и специальности).
Кроме того, финансовое положение железнодорожников укрепляет и стабильно возрастающая (прямо пропорционально стажу работы в отрасли) оплата за отработанные годы, материальная помощь при оформлении отпуска, а также предоставляемые один раз в год бесплатные билеты в любую точку России и большинства стран СНГ.
Учитывая не просто желательное, а обязательное периодическое прохождение курсов повышения квалификации для каждого железнодорожника, в перспективе любой из них может добиться самого высокого карьерного роста. И даже после выхода на пенсию бывшие работники РЖД могут рассчитывать на целый ряд оплачиваемых отраслью льгот. Начиная от продуктовых наборов на праздники и снабжения топливом на отопительный период и заканчивая сохранением права на приобретение путёвок в санатории по сниженной стоимости (со скидкой от 65% в высокий сезон, 80% - в низкий, и 90% - в несезонные месяцы).